imperator_wawa (imperator_wawa) wrote,
imperator_wawa
imperator_wawa

НВН

написал вот небольшую общедоступную статейку:

О ПОСТМОДЕРНИЗМЕ
коротко и доступно

Постмодернизм (далее –ПМ) как широкое стилистическое явление возник в 70-е годы XX-го века, а уже в 80-90-е годы стал глобальным мейнстримом практически во всех областях гуманитарного крыла постиндустриальной цивилизации. С самого своего возникновения ПМ как метод претендовал на общую теоретическую надстройку современного искусства, философии, науки, политики, театра, кино, архитектуры, экономики, моды и т.д. До ПМ ещё ни одно стилистическое явление не замахивалось на столь глобальную всеохватность, пожалуй, единственным ближайшим аналогом по «степени амбициозности» мы можем назвать разве что сюрреализм, который, собственно находясь в русле классического модернистского дискурса, тем не менее, как метод является наиболее родственным «собратом» ПМ.
Главный объект ПМ –Текст с большой буквы. Место классического модернистского интертекста, существовавшего в заоблачных высотах «элитарности» в ПМ занял гипертекст с его «двойным кодированием» (апелляция одновременно к массе и к профессионалам), радикальным эклектизмом в выборе стилей, метафоричностью образов, с отказом от серьёзности и всеобщим плюрализмом.
Одним из главных принципов ПМ стала «культурная опосредованность» или цитата, так, что любой элемент ПМ-произведения, любое его слово, любая часть представляет из себя цитату. То есть ПМ исходит из того, «что всё уже было».
Ещё один из радикальных принципов ПМ-метода это –отказ от истины, в контексте отказа от значения самого этого слова, то есть, например, важна не история, как текст, а текст, как история. Речь всегда идёт о мозаике методов и смыслов, всегда по-разному играющих и влияющих как друг на друга, так и на объект восприятия текста. Постмодернизм, по словам Ж.Ф. Лиотара «начинается там, где пропадает доверие к тотальным способам высказывания и когда человек осознает невозможность универсального языка».
ПМ дистанцируется от ситуации «наращивания истории», т.е. если одной из формальных причин возникновения ПМ и явилась «тотальная деконструкция» и исчерпание «экстенсивных» методов валоризации нового (считалось, например, что все новые формы и методы визуальной репрезентации были исчерпаны в рамках классического модернистского метода), то однажды возникнув ПМ сразу задекларировал себя не как элемент цепочки истории «-измов», а как самодостаточное, «вечно-модное», глобальное сверхявление, способное принимать, поглощать и валоризировать в рамках своего дискурса любые появляющиеся «новые» и последующие «-измы».
На сегодняшний день уже существует целое поколение, родившееся и выросшее в период расцвета ПМ, и ПМ уже настолько широко и непременно вошел в обиход повседневной жизни всех слоев общества, что люди сегодня его просто не замечают, считая, очевидно, что мир всегда был таким. Так, например, почти вся сегодняшняя телевизионная продукция несет в себе стандартные ПМ-клише (риалити-шоу, «Новые песни о главном», реклама, сериалы и т.д.). ПМ сегодня (в различных формах и дозах) уже неизменно присутствует в политике, экономике, литературе, языке и т.д.
Необходимо отметить, что с самого начала триумфального шествия ПМ не только сторонники реализма, но и радикальные современные художники (по разным, скорее даже диаметрально противоположным причинам) старались преодолеть ПМ-дискурс, но в силу того, что борьба эта прежде всего велась на декларативном уровне по принципу: ПМ умер, да здравствует «то, что мы делаем!» (а это именно то, к чему ПМ всегда готов по определению), она не могла закончиться победой последних. Но если противника не удается победить, значит… его можно просто не замечать. Поэтому когда наиболее актуальные деятели современного искусства и литературы (да и из других «сверхмодных областей») осознали создавшуюся ситуацию неизбежного «влипания» в ПМ, они стали просто отрицать причастность своего искусства (литературы), самих себя к пресловутому ПМ. И именно потому, что ПМ сегодня стал широким, общедоступным прикладным явлением, и «общим местом», для людей «в контексте» (немногие избранные «happy few» по М.Уэльбеку) само упоминание о ПМ давно уже считается дурным тоном.
Сегодня можно сказать что ПМ «съел самого себя», и растворившись в профанном, вообще снял с повестки дня стилевую проблематику высказывания.
Subscribe

  • вопросы-ответы 001

    -Что обычно делают императоры? -Пашут. Каждый по-своему.

  • Такой вопрос

    Такой вот у меня вопрос: если я буду здесь у себя на своей страничке ЖЖ проводить аукцион по продаже своих старых картин (начиная с 1987 года и до…

  • внутренняя жизнь

    Был в парке (сейчас, в обед).. наблюдал за белками.. как они инстинктивно-интуитивно занимаются своими делами (нет над ними никаких законов, кроме…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 11 comments

  • вопросы-ответы 001

    -Что обычно делают императоры? -Пашут. Каждый по-своему.

  • Такой вопрос

    Такой вот у меня вопрос: если я буду здесь у себя на своей страничке ЖЖ проводить аукцион по продаже своих старых картин (начиная с 1987 года и до…

  • внутренняя жизнь

    Был в парке (сейчас, в обед).. наблюдал за белками.. как они инстинктивно-интуитивно занимаются своими делами (нет над ними никаких законов, кроме…